Итак, право на обращение к прокурору с жалобой закреплено в ст. 123 УПК РФ.
В ст. 124 УПК РФ закреплен порядок рассмотрения жалобы поступившей прокурору.
Если коротко, то, поучив жалобу, прокурор рассматривает ее трое суток, в исключительном случае срок рассмотрения жалобы продлевается до десяти суток. По результатам рассмотрения жалобы, прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
Казалось бы, все просто, но это в теории, на практике указанные нормы нередко игнорируются прокурорами.
Иногда сотрудники прокуратуры, умышленно или по незнанию, достоверно неизвестно, применяют при рассмотрении жалоб в уголовном процессе ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и руководствуются «Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Как правило, жалоба рассматривается не десять суток, а тридцать. По итогам рассмотрения жалобы заявителю направляется документ, начинающийся со слов: «Ваше обращение рассмотрено…». Такой документ многие именуют отпиской, поскольку его содержание зачастую никак не связано с доводами жалобы.
Такие «отписки» являются явным нарушением порядка установленного в ст. 124 УПК РФ, который должен применяться в уголовном процессе. Никакие другие законы и инструкции применяться не могут.
Следовательно, по итогам рассмотрения жалобы, поданной участниками уголовного процесса, прокурор обязан:
- рассмотреть жалобу в течении 3 суток, а в ситуации исключительной сложности, в течении 10 суток;
- по итогам рассмотрения жалобы вынести постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Постановление в свою очередь должно соответствовать требованиям ч.3 ст. 7 УПК РФ, т.е. должно быть законными, обоснованными и мотивированным.
Любое отступление от указанного порядка является нарушением закона, на что может быть указано в жалобе вышестоящему прокурору.